Декартелизация экономики: действующая модель, альтернативные и комбинированные подходы
https://doi.org/10.47361/2542-0259-2020-4-24-6-13
Аннотация
В статье рассмотрены понятие, предыстория и современная практика картелизации российской экономики. Выделены ключевые факторы роста картелизации, сформулированы основные подходы к модернизации современной государственной политики по декартелизации российской экономики. Интенсивный многоуровневый контроль за торгами со стороны антимонопольных органов, Федерального казначейства, Счетной палаты России и ведомств-заказчиков позволил не только выявить масштабную практику искусственного регулирования цен на торгах с использованием картельных схем, но и обнаружить признаки системы организованных злоупотреблений в сфере публичных закупок, среди которых картель не является наиболее опасным преступлением. В настоящее время вопросы допустимости соглашений хозяйствующих субъектов в основных сферах рыночных отношений должны решаться в контексте задач перехода к инновационной цифровой экономике, преодоления общего экономического кризиса, усиленного пандемией коронавируса COVID-19, соблюдения баланса между транснациональными экономическими связями и протекционизмом национальных юрисдикций. Наиболее перспективным направлением формирования общих подходов к противодействию картелизации цифровой экономики следует признать инициирование разработки в рамках UNCITRAL (Комиссии ООН по праву международной торговли) типового закона соответствующего содержания, который относится к форме «мягкого права», а также аналогичного модельного закона ЕАЭС.
Ключевые слова
Об авторах
В. П. ЗаварухинРоссия
Заварухин Владимир Петрович: кандидат экономических наук, директор Института проблем развития науки РАН
117218, г. Москва, Нахимовский пр-т, д. 32
А. Г. Лисицын-Светланов
Россия
Лисицын-Светланов Андрей Геннадьевич: академик РАН, главный научный сотрудник Института государства и права РАН
119019, г. Москва, ул. Знаменка, д.10
С. В. Максимов
Россия
Максимов Сергей Васильевич: доктор юридических наук, профессор, главный научный сотрудник Института проблем развития науки РАН; помощник руководителя ФАС России
117218, г. Москва, Нахимовский пр-т, д. 32
125993, г. Москва, ул. Садовая-Кудринская, д. 11
Список литературы
1. Галимханова Н. Ф., Тенишев А. П., Хамуков М. А., Семенова Е. В. Антимонопольное регулирование в цифровую эпоху. Как защищать конкуренцию в условиях глобализации и четвертой промышленной революции / Под науч. ред. А. Ю. Цариковского, А. Ю. Иванова, Е. А. Войниканис. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2018. 311 с. DOI: 10.17323/978-5-7598-1750-5
2. Число картельных дел со сговором с чиновниками, возбужденных ФАС, в 2018 году выросло на 47% // https://fas.gov.ru/publications/17484) (Дата обращения: 25.11.2020).
3. ФАС: объем госзакупок достиг 25% ВВП // https://fas.gov.ru/publications/1525. (Дата обращения: 24.11.2020).
4. Аснис А. Я. Новеллы УК РФ об ответственности за злоупотребления при выполнении государственного оборонного заказа: проблемы толкования и применения // Российский журнал правовых исследований. 2018. Т. 5. № 3 (16). С. 80—92.
5. Лисицын-Светланов А. Г., Башлаков-Николаев И. В., Заварухин В. П., Максимов С. В. Картелизация российской экономики: основные причины, послед-ствия и пути их устранения // Вестник Российской академии наук. 2020. Т. 90. № 10. С. 903—913. DOI: 10.31857/S0869587320100072
6. Результаты работы ФАС России по противодействию картелям и иным антиконкурентным соглашениям в 2019 году. М., 2020. С. 4. // https://fas.gov.ru/p/presentations/585 (Дата обращения: 24.11.2020).
7. ФАС: признаки медицинских картелей выявлены при проведении десятков тысяч аукционов // https://gmpnews.ru/2018/07/fas-priznaki-medicinskixkartelejvyyavleny-pri-provedenii-desyatkov-tysyachaukcionov/ (Дата обращения: 25.11.2020).
8. Росстат представляет вторую оценку ВВП за 2019 год // Официальный сайт Росстата (https://www.gks.ru/folder/313/document/81201). (Дата обращения: 25.11.2020).
9. Соколов Я. В, Колесов Д.В. и др. Граждановедение: Ответственность за правонарушения: 7 кл.: Учеб. пособие для учащихся, их родителей и учителей / Я. В. Соколов, Д. В. Колесов и др. 10-е изд., стер. М.: Гражданин, 2004. 190 с.
10. Артемьев И. Ю. Конкурентная политика России: новые вызовы и приоритеты // Российское конкурентное право и экономика. 2018. № 3 (15). С. 6—15.
11. Лисицын-Светланов А. Г. О тенденциях развития корпоративного регулирования в Российской Федерации и за рубежом // Правовой энергетический форум. 2020. № 3. С. 4—10. DOI: 10.18572/2312-4350-2020-3-4-10
12. ФАС рассчитывает в перспективе на полную автоматизацию госзакупок // https://prozakupki.interfax.ru/articles/1073. (Дата обращения: 25.11.2020).
13. Башлаков-Николаев И. В. Коллективное и многосубъектное доминирование на рынке: проблемы законодательства правоприменения // Российский журнал правовых исследований. 2018. Т. 5. № 3 (16). С. 134—145.
14. Максимов С. В. О перспективах принятия Конвенции Евразийского экономического союза о борьбе с картелями // Вестник Университета имени О. Е. Кутафина (МГЮА). 2017. № 9. С. 38—41. https://doi.org/10.17803/2311-5998.2017.37.9.038-041
Рецензия
Для цитирования:
Заварухин В.П., Лисицын-Светланов А.Г., Максимов С.В. Декартелизация экономики: действующая модель, альтернативные и комбинированные подходы. Российское конкурентное право и экономика. 2020;(4):6-13. https://doi.org/10.47361/2542-0259-2020-4-24-6-13
For citation:
Zavarukhin V.P., Lisitsyn-Svetlanov A.G., Maksimov S.V. Decartelization of the economy: working model, alternative and combined approaches. Russian competition law and economy. 2020;(4):6-13. (In Russ.) https://doi.org/10.47361/2542-0259-2020-4-24-6-13