Понятия «рыночная власть», «переговорная сила покупателя» и их использование в практике антимонопольного регулирования для оценки конкурентных условий рынка (анализ научных дискуссий)
https://doi.org/10.47361/2542-0259-2022-SpV-12-18
Аннотация
Выполнен анализ научных публикаций, посвященных понятиям «рыночная власть» и «переговорная сила покупателя». Рассмотрена эволюция мнений о конкурентных условиях рынка, формах межфирменных взаимодействий и антиконкурентного поведения. Изучены позиции исследователей относительно влияния рыночной (переговорной) власти покупателей на общественное благосостояние и необходимости использования данных категорий в конкурентном праве и практике антимонопольного регулирования.
Об авторах
И. В. КнязеваРоссия
Князева Ирина Владимировна: доктор экономических наук, профессор; профессор, руководитель Центра исследования конкуренции и экономики
630102, г. Новосибирск, ул. Нижегородская, д. 6
Н. Н. Заикин
Россия
Заикин Николай Николаевич: кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики инвестиций
630102, г. Новосибирск, ул. Нижегородская, д. 6
Список литературы
1. Mason Edward S. Price and Production Policies of Large-Scale Enterprise // The American Economic Review. Vol. 29. № 1. American Economic Association, 1939. P. 61—74.
2. Stigler George J. A theory of oligopoly // Journal of Political Economy. Vol. 72, No. 1 (Feb., 1964), P. 44—61.
3. Center for Agricultural and Economic Adjustment, Iowa State University; Fletcher, Lehman B.; Paulsen, Arnold; Kaldor, Donald R.; Stucky, W. G.; Talbot, Ross B.; Davey, Harold W.; Hines, Harold H.; Kolmer, Lee R.; Kutish, Francis A.; Strain, J. R.; Scott, J. T.; Rackham, T. S.; and Nordin, J.A., “Bargaining power in agriculture” (1961). CARD Reports. 14.
4. Heidhues Paul & Chae Suchan. (2004). Buyers’ Alliances for Bargaining Power. Journal of Economics & Management Strategy. 13. P. 731—754. DOI: 10.2139/ssrn.497062
5. Lindblom С.E. Bargaining Power in Price and Wage Determination // Quarterly Journal of Economics, Vol. LXII, No. 3 (May 1948). P. 396—417.
6. Майкл Портер. Конкурентная стратегия: Методика анализа отраслей и конкурентов / Пер. с англ. М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. 454 с.
7. Тироль Ж. Рынки и рыночная власть: Теория организации промышленности / Пер. с англ. СПб.: Экономическая школа. 1996. 794 с.
8. Шерер Ф., Росс Д. Структура отраслевых рынков: Уч. / Пер. с англ. М.: Инфра-М. 1997. 698 с.
9. Mills David. (2010). Buyer Power and Industry Structure. Review of Industrial Organization. 36. Р. 213—225. DOI: 10.2307/41799463
10. Holt C.A. Industrial organization: A survey of laboratory research // Handb. Exp. Econ. Princeton, NJ: Princeton University Press, 1993.
11. Noll Roger. (2005). Buyer Power and Economic Policy. Antitrust Law Journal–ANTITRUST LAW J. 72. Р. 589—624.
12. Caprice Stéphane & Rey Patrick. (2012). Buyer Power from Joint Listing Decision. The Economic Journal. 125. Р. 1677—1704. DOI: 10.1111/ecoj.12241
13. Inderst R. & Shaffer G. Buyer power in Merger control. In W. D. Collins (Ed.) // Issues in competition law and policy. Chicago: American Bar Association, 2008. Vol. II. P. 1611—1635.
14. Морозов А., Павлова Н. Переговорная сила и рыночная власть: подходы к разделению для целей антимонопольной политики (март 1, 2019) URL: https://ssrn.com/abstract=3347609 or http://dx.doi.org/10.2139/ssrn.3347609 (Дата обращения: 06.11.2021).
15. Шаститко А.Е., Павлова Н.С. Переговорная сила и рыночная власть: варианты соотношения и выводы для политики // Журнал Новой экономической ассоциации. 2017. № 2 (34). С. 39—58. https://doi.org/10.31737/2221-2264-2017-34-2-2
16. Радаев В.В. Рыночная власть и рыночный обмен: отношения розничных сетей с поставщиками // Российский журнал менеджмента. 2009. Т. 7. № 2. С. 3—30.
17. Орехова С.В., Кислицын Е.В. Уровень властной асимметрии и экономический рост промышленных отраслевых рынков: теоретический и эмпирический анализ // Известия УРГЭУ. 2018. Т. 19. № 4. С. 121—135. https://doi.org/10.29141/2073-1019-2018-19-4-9
18. Закатаев А.О. Антимонопольное регулирование власти покупателя в зарубежных юрисдикциях на примере правопорядка США // Конкурентное право. 2021. № 4. С. 10—13. https://doi.org/10.18572/2225-8302-2021-4-10-13
19. Попондопуло В.Ф. Рыночная власть производителей и потребителей товаров, формы ее проявления и законодательное регулирование // Конкурентное право. 2021. № 4. С. 2—9. https://doi.org/10.18572/2225-8302-2021-4-2-9
20. Петров Д.А. Рыночная власть и переговорная сила как категории антимонопольного регулирования // Конкурентное право. 2021. № 1. С. 4—7. https://doi.org/10.18572/2225-8302-2021-1-4-7
21. Mankiw N.G. Principles of Microeconomics. South-Western College Pub. 2008. 5th Edition (January 1, 2008). 519 p.
22. Ruffle B. When Do Large Buyers Pay Less? Experimental Evidence // The Journal of Industrial Economics. 2013. Vol. 61. No. 1. P. 108—137.
23. Galbraith J.K. American Capitalism. The Concept of Countervailing Power / Boston: “Houghton Mifflin Co.”, 1952.
24. Galbraith John Kenneth. Countervailing Power. The American Economic Review, 1954. Vol. 44. № 2. P. 1—6.
25. OECD (2008). Monopsony and Buyer Power. Policy Roundtables. DAF/COMP(2008)38. URL: https://www.oecd.org/daf/competition/44445750. pdf (Дата обращения / Аccessed: 06.11.2021).
Рецензия
Для цитирования:
Князева И.В., Заикин Н.Н. Понятия «рыночная власть», «переговорная сила покупателя» и их использование в практике антимонопольного регулирования для оценки конкурентных условий рынка (анализ научных дискуссий). специальный выпуск. 2022:12-18. https://doi.org/10.47361/2542-0259-2022-SpV-12-18
For citation:
Knyazeva I.V., Zaikin N.N. The Concepts of “Market Power”, “Negotiating Power of the Buyer” and their Use in the Practice of Antimonopoly Regulation to Assess the Competitive Conditions of the Market (Analysis of Scientific Discussions). Russian competition law and economy. 2022:12-18. (In Russ.) https://doi.org/10.47361/2542-0259-2022-SpV-12-18