Определение продуктовых границ потребительского рынка в целях пресечения нарушений антимонопольного законодательства
https://doi.org/10.47361/2542-0259-2022-2-30-40-45
Аннотация
Действующий в настоящее время Порядок проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке [10], оперируя понятиями «ретроспективный и перспективный анализ», не отмечает разницы между этими исследованиями, в частности при определении продуктовых границ рынка и выявлении взаимозаменяемых товаров. Справедливое утверждение о том, что определение продуктовых границ товарного рынка основывается на мнении покупателей о взаимозаменяемости товаров, составляющих одну товарную группу, не подкрепляется отражением разницы в методах выявления этого мнения для ретроспективного и перспективного периодов. Для любого периода методика такого рода предполагается одинаковой и в значительной мере опирается на изучение договорных и нормативных материалов, общероссийских классификаторов, товарных словарей или справочников товароведов, заключений специалистов, поскольку проведение опросов потребителей дает достоверные результаты при небольшом количестве потребителей, а при росте их числа выборочные опросы существенно зависят от репрезентативности выборки, обеспечить которую, особенно при неопределенном круге лиц, достаточно сложно. Поэтому всегда есть сомнение в том, что произведенная выборка содержит все основные признаки генеральной совокупности, из которой извлечена данная выборка, и эти признаки представлены приблизительно в той же пропорции или с той же частотой, с которой данный признак выступает в этой генеральной совокупности. В полной мере сказанное относится к потребительскому рынку, анализ которого в санкционный период становится все более актуальным. Автор указывает на наличие проблем, связанных с отсутствием разграничения методов анализа рынков в ретроспективном и перспективном периодах и предлагает решение вытекающей из этого обстоятельства задачи адекватного ретроспективного анализа состояния конкуренции, востребованного при возбуждении дел по признакам нарушения ряда норм Федерального закона «О защите конкуренции». Пути решения указанной задачи автор связывает с учетом статистической вероятности приобретения товаров и заменой кабинетного анализа взаимозаменяемости на изучение поведения всей массы покупателей на рынке без проведения выборочных опросов.
Данное решение, как указывает автор, справедливо лишь для большого количества покупателей, что достаточно хорошо реализуется на потребительских рынках.
Об авторе
И. М. ФоминаРоссия
Фомина Изабелла Михайловна: кандидат экономических наук, заслуженный экономист Российской Федерации, ведущий эксперт
125123, г. Москва, ул. Садовая-Кудринская, д. 11
Список литературы
1. Малкина Н.Л., Шаститко А.А. Проблемы определения продуктовых границ товарного рынка на оптовых рынках перепродажи товара // Закон. 2021. № 3. С.155—166.
2. Князева И.В. Методологические аспекты определения продуктовых границ товарного рынка услуг, оказываемых автовокзалами, для целей антимонопольного правоприменения (на примере конкретных судебных практик) // Конкурентное право. 2018. № 1. С. 25—33.
3. Варламова А.Н., Сикачева О.О. Конкуренция и отраслевые товарные рынки: решение проблемы определения границ рынка органических товаров // Законы России: опыт, анализ, практика. 2018. № 11. С. 100—104.
4. Тотьев К.Ю. Товарный рынок и его границы в практике применения антимонопольного законодате льства // Законы России: опыт, анализ, практика. 2010. № 6. С. 67—78.
5. Хусаинов Ф. Проблема определения границ рынка // РЖД-Партнер.ру. 2016. 8 сент. (Дата обращения: 31.03.2022).
6. Dobbs, Ian. (2003). Demand, cost elasticities and pricing benchmarks in the hypothetical monopoly test: The consequences of a simple SSNIP. Applied Economics Letters. 10. 545-548. 10.1080/1350485032000100242.
7. Данилова В.А. Зарубежный опыт регулирования отраслей потребительского рынка // Сервис в России и за рубежом. 2009. № 1(11). С. 50—56.
8. Фролова Т.А. Теория потребительского поведения (тема 5) // Экономическая теория: конспект лекций. Таганрог: ТТИ ЮФУ. 2009.
9. Кунцман М.В. Микроэкономика: курс лекций / МАДИ. М.: МАДИ. 2010. 192 с.
10. Вентцель Е.С. Теория вероятностей. М.: Наука. 1969. C. 28—37.
11. Михоненко В.И., Эфендиев И.А. Решение экономических задач с помощью теории вероятностей // Научное обозрение. Педагогические науки. 2019. № 4—3. С. 68—71.
12. Огай А.А., Синеоков М.С. Использование методов математической статистики и теории вероятностей в экономике // Международный студенческий научный вестник. 2017. № 4-4. С. 552—555.
Рецензия
Для цитирования:
Фомина И.М. Определение продуктовых границ потребительского рынка в целях пресечения нарушений антимонопольного законодательства. Российское конкурентное право и экономика. 2022;(2):40-45. https://doi.org/10.47361/2542-0259-2022-2-30-40-45
For citation:
Fomina I.M. Determining the Product Boundaries of the Consumer Market in Order to Prevent Violations of Antitrust Laws. Russian competition law and economy. 2022;(2):40-45. (In Russ.) https://doi.org/10.47361/2542-0259-2022-2-30-40-45