Развитие мер по борьбе с недобросовестной конкуренцией в Российской Федерации
https://doi.org/10.47361/2542-0259-2022-2-30-16-27
Аннотация
Деятельность Федеральной антимонопольной службы по борьбе с недобросовестной конкуренцией является одним из важных направлений обеспечения развития экономики страны. Появление новых видов недобросовестной конкуренции требует обновления и методов борьбы с ней. В основу методологии исследования положено использование таких теоретических моделей государственного контроля, как карательная модель, модель сотрудничества, модель процедурной справедливости и риск-ориентированная модель, а также методов стратегического и проектного управления, организационно-структурного реформирования. Исследована деятельность ФАС России по пресечению проявлений недобросовестной конкуренции, картелей, антиконкурентных соглашений с участием органов власти, в том числе с использованием цифровых технологий.
Предложены и обоснованы меры, направленные на упрощение процедуры подачи в ФАС России заявлений граждан; усиление общественного контроля; защиту потребителя от проявлений недобросовестной конкуренции.
Об авторах
М. Н. КулаповРоссия
Кулапов Михаил Николаевич: доктор экономических наук, профессор, руководитель научной школы «Теория и технологии менеджмента». Член конкурсной комиссии ФАС России, Лауреат Премии Правительства РФ
117997, г. Москва, Стремянный пер., д. 36
О. Ю. Кириллова
Россия
Кириллова Оксана Юрьевна: доктор экономических наук, доцент, профессор базовой кафедры Федеральной антимонопольной службы России
117997, г. Москва, Стремянный пер., д. 36
С. Г. Васин
Россия
Васин Сергей Григорьевич: кандидат экономических
наук, доцент, доцент базовой кафедры Федеральной антимонопольной службы России
117997, г. Москва, Стремянный пер., д. 36
Т. А. Блинова
Россия
Блинова Татьяна Анатольевна: специалист отдела «Оценка объектов незавершенного строительства»
119019, г. Москва, ул. Арбат, д. 1
Список литературы
1. Изутова О. В. ФАС расследует ровно столько, сколько успевает // Журнал Бюджет. 2019. № 3 (195). С. 42—44.
2. Blanc F., Faure M. (2020). Smart enforcement in the EU. Journal of Risk Research, vol. 23. P. 1405–1423. DOI: 10.1080/13669877.2019.1673800.
3. Becker G. (1968). Crime and punishment: An economic approach. Journal of Political Economy, vol. 76, P. 169–217.
4. Boyne G., Day P., Walker R. (2002). The evaluation of public service inspection: A theoretical framework. Urban Studies, Vol. 39, No. 7. P. 1197–1212.
5. Тамбовцев В. Л., Рождественская И. А. Программноцелевое планирование: вчера, сегодня... завтра? // Вопросы экономики. 2016. № 6. С. 76—90. https://doi.org/10.32609/0042-8736-2016-6-76-90
6. Monk J. (2012). Reform of regulatory enforcement and inspections in OECD Countries. Paris: OECD Publishing.
7. Parker C. (2006). The “compliance” trap: The moral message in responsive regulatory enforcement. Law and Society Review, vol. 40, №. 3. P. 591–622.
8. Tyler T. (2006). Why people obey the law. Princeton: Princeton University Press. URL: https://www.researchgate.net/publication/220011500_Why_do_People_Obey_the_Law
9. Bardach E., Kagan R. A. (2017). Going by the book: The problem of regulatory unreasonableness. New York: Routledge.
10. Кунин В. А., Упорова И. В. Риск-ориен тированный подход контрольно-надзорной деятельности: международный опыт и особенности применения в российских условиях // Экономика и управление. 2019. № 2 (160). С. 59—68.
11. Добролюбова Е. И. Совершенствование контрольно-надзорной деятельности на основе оценки мотивации бизнеса к соблюдению требований регулирования // Управленец. 2021. Т. 12. № 2. С. 63—73. DOI: 10.29141/2218-5003-2021-12-2-5.
12. Maudoux J., Saegerman C., Rettigner C., Houins G., Van Huff el X., Berkvens D. (2006). Food safety surveillance through a risk-based control programme: Approach employed by the Belgian federal agency for the safety of the food chain. Veterinary Quarterly, Vol. 28. №. 4. P. 140–154.
13. Shukla S., Singh S. P., Shankar R. (2018). Evaluating elements of national food control system: Indian context. Food Control. Vol. 90. P. 121–130. https://doi.org/10.1016/j.foodcont.2018.02.046
14. Корзун Д. А. Ключевые показатели эффективности деятельности ФАС России: современное состояние и пути развития // Экономика: вчера, сегодня, завтра. 2019. Т 9. № 10-1. С. 569—576. DOI:10.34670/AR.2020.92.10.070.
15. Кириллова О. Ю., Малышев Г. К., Хальфин Р. М. Общественный контроль как инструмент предотвращения недобросовестной конкуренции в сфере государственных и муниципальных закупок // Российское конкурентное право и экономика. 2021. № 1 (25). С. 60—67, https://doi.org/10.47361/2542-0259-2021-1-25-60-67
Рецензия
Для цитирования:
Кулапов М.Н., Кириллова О.Ю., Васин С.Г., Блинова Т.А. Развитие мер по борьбе с недобросовестной конкуренцией в Российской Федерации. Российское конкурентное право и экономика. 2022;(2):16-27. https://doi.org/10.47361/2542-0259-2022-2-30-16-27
For citation:
Kulapov M.N., Kirillova O.Yu., Vasin S.G., Blinova T.A. Development of Measures to Combat Unfair Competition in Russia. Russian competition law and economy. 2022;(2):16-27. (In Russ.) https://doi.org/10.47361/2542-0259-2022-2-30-16-27