Preview

Российское конкурентное право и экономика

Расширенный поиск
№ 2 (2019)
https://doi.org/10.32686/2542-0259-2019-2

ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО

ТЕОРИЯ КОНКУРЕНЦИИ

6-17 271
Аннотация
В статье с позиций философии и экономической теории конкуренции рассматриваются вопросы научной обоснованности государственной антимонопольной политики. Обосновывается необходимость гармоничного использования при формировании и реализации такой политики ценностных установок и философии«живой» жизни, фундаментальных экономических учений, новых тенденций и идей государственного регулирования экономики, в том числе с использованием правовых механизмов. Автор исходит из того, что разделение труда является сущностью общества. Осознание этого факта позволяет преодолеть противоречия в интересах индивидуума и общества.Отмечается, что в современном индустриальном мире цифровая трансформация стирает границы между международными, оптовыми и розничными рынками, он-лайн и офлайн-торговлей. Построение бизнеса на основе цифровых платформ, пулов прав интеллектуальной собственности, технологий адресного маркетинга - с одной стороны, и трансформации психологии потребителей - с другой, создают принципиально новые условия для балансировки спроса и предложения. Цифровая экономика создает качественно новые возможности для развития экономики, но не должна превращаться в «цифровую руку рынка». Государства и компании способны двигаться за пределы «обработки данных» к «обработке реальности», что создает потенциальную угрозу фундаментальным правам и свободам граждан. В связи с этим существенно возрастает роль научной обоснованности государственной антимонопольной политики, ошибки в формировании и реализации которой могут слишком дорого обходиться обществу.

ПРОБЛЕМЫ КОНКУРЕНЦИИ В СФЕРЕ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ

18-22 210
Аннотация
В статье изложены методологические и методические подходы к разработке концепции развития конкуренции в сфере науки. Анализ проводится с точки зрения влияния конкурентных отношений на развитие современной науки как титульной сферы формирующейся экономики знаний.
24-28 160
Аннотация
В статье рассматриваются основы научной и образовательной деятельности - соответственно, научная и образовательная среда и ключевое требование ко всем преобразованиям науки и образования: сохранение, поддержка и развитие научной и образовательной среды. С этой позиции дается оценка преобразованиям, проводимым в науке и образовании, в частности, разным формам перевода науки в учреждения образования
30-35 180
Аннотация
В статье проанализированы актуальные теоретические и практические вопросы, связанные с развитием конкуренции среди организаций, выполняющих контрактные исследования (CRO), и роли государства в разработке институтов и механизмов, обеспечивающих развитие науки на конкурентной основе. Сформулирован вывод о необходимости дальнейшего совершенствования соответствующей правовой и институциональной базы для успешного решения задач по научно-технологическому развитию в рамках контрактной парадигмы.
36-43 200
Аннотация
В статье рассматриваются понятия научного результата, рынка государственных закупок научных результатов. Дуализм рынка государственных закупок научных результатов проявляется не только в двойственности предмета закупки (научно-исследовательская работа и собственно научный результат), но и в двойственности самих рынков научных результатов (рынок собственно научных результатов и рынок доступа к праву заключить государственный контракт на выполнение НИР). Отмечается, что в настоящее время научные работники и их коллективы, не имеющие статуса юридического лица (в том числе временные научные коллективы), не являются полноправными участниками рынка государственных закупок научных результатов.Предлагается в целях развития российского сегмента глобального рынка научных продуктов отказаться от преференциального подхода к госзакупкам доступа к результатам научных исследований, предоставляемого специализированными операторами международных индексов научного цитирования Web of Science и Scopus. Также авторы предлагают создать на базе профильного государственного научного учреждения (например, ИПРАН РАН) единую сеть национальных баз данных о результатах и эффективности научных исследований и обеспечить государственное участие в развитии национального оператора индекса научного цитирования - РИНЦ на основе требований, соответствующих или превышающих уровень требований Web of Science и Scopus к научным публикациям. Параллельно предлагается отказаться от практики установления правовыми актами Минобрнауки России, решениями Высшей аттестационной комиссии, руководителей вузов и научных учреждений обязанности научных работников, преподавателей и соискателей ученых степеней и научных званий публиковать результаты научных исследований в зарубежных научных изданиях, принадлежащих иностранным хозяйствующим субъектам и гражданам, которая объективно способствует усилению доминирующего положения иностранных компаний - лидеров рынка доступа к результатам научных исследований.
44-51 258
Аннотация
В статье представлен анализ российской системы грантовой поддержки науки и научной деятельности, исследуется влияние грантового финансирования на развитие конкуренции в науке, предложены направления совершенствования российской грантовой системы как механизма развития конкурентных отношений в научной среде.
52-53 149
Аннотация
Рассмотрены результаты современных исследований в области социологии конкурентной внешней образовательной среды. Определено понятие конкурентной среды образовательной организации и выделены поведенческая, функциональная и институциональная компоненты.

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЗАЩИТЫ И РАЗВИТИЯ КОНКУРЕНЦИИ

56-61 186
Аннотация
На примере судостроительной отрасли в статье рассматриваются проблемы нормативного правового закрепления целей (ожидаемых результатов) развития конкуренции в Национальном плане развития конкуренции в Российской Федерации на 2018-2020 гг. и Дорожной карте Правительства по развитию конкуренции в отдельных отраслях экономики. Такими целями на сегодня признаны создание конкурентоспособной продукции и развитие экспорта данной продукции. Нормативно закрепленные цели развития конкуренции в промышленности не являются для государства непреодолимым препятствием для предоставления отдельным российским производителям (в частности, судостроителям) неконкурентных преимуществ (преференций) для достижения тех или иных социально значимых целей. При этом антимонопольное законодательство страны не регламентирует процедуры и механизм компенсации убытков, возникающих в результате легального ограничения конкуренции в случаях, не подпадающих под установленные им антимонопольные запреты. Это несет в себе потенциальную угрозу снижения качества инвестиционного климата и деловой активности (в том числе в сфере судостроения).
62-67 207
Аннотация
В статье рассматриваются правовые вопросы реформирования унитарных предприятий, исследуются модели такого реформирования. На основе анализа негативного влияния унитарных предприятий на состояние экономической конкуренции хозяйствующих субъектов и в целом на состояние российской экономики обосновывается вывод о необходимости введения законодательного запрета на осуществление унитарными предприятиями деятельности на конкурентных товарных рынках.

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЗАКАЗА

68-75 206
Аннотация
Авторы статьи анализируют положения действующего законодательства в сфере государственного оборонного заказа (далее - ГОЗ), поднимают вопросы, возникающие в области государственного регулирования цен на продукцию, пределов допустимости действий хозяйствующих субъектов - участников ГОЗ, рассматривают иные правовые неопределенности в сфере ценообразования в рамках государственного оборонного заказа.Действующее законодательство в сфере ГОЗ устанавливает дополнительные требования для хозяйствующих субъектов - исполнителей, участвующих в поставках продукции для целей ГОЗ. При этом, какой бы зарегулированной не была бы та или иная сфера, без вопросов, на которые нет однозначных ответов, - не обойтись. Материал предназначен в первую очередь вниманию тех участников гражданско-правового оборота, которые никогда не сталкивались со сферой ГОЗ, но допускают, что могут стать потенциальными участниками указанных правоотношений, а также тех, кто не является профессиональными участниками правоотношений в сфере ГОЗ, но эпизодически привлекается к ним. Целью настоящей статьи является привлечение внимания к некоторым пробелам в действующем нормативно-правовом регулировании, возникающим при применении законодательства в сфере ГОЗ, и предложение возможных путей их решения.

ПРОБЛЕМЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ АНТИМОНОПОЛЬНОГО И ПРОКОНКУРЕНТНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

ОБЗОР МЕРОПРИЯТИЙ



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2542-0259 (Print)