Preview

Российское конкурентное право и экономика

Расширенный поиск

Идеи новой модели публичного управления российской экономикой (институциональный и правовой аспекты)

https://doi.org/10.47361/2542-0259-2022-3-31-8-21

Аннотация

Рассмотрены понятия «публичная власть», «модель экономики», «модель экономического развития», «модель публичного управления экономикой», сформулировано определение понятия модели публичного управления экономикой как упрощенного до наиболее существенных элементов описания системы управления экономикой с помощью инструментов публичной власти.

Выделены и описаны такие базовые элементы системы публичного управления экономикой, как публичный аппарат (институциональный элемент) и система правил экономического поведения (дефиниций, предписаний, дозволений, ограничений, запретов), облеченная в форму нормативных правовых актов (нормативный элемент).

Обращено внимание на «облачный» (неопределенный) характер существующей системы публичного управления экономикой в России, обусловленный, в частности, отсутствием реестра государственных и муниципальных учреждений, негосударственных и немуниципальных организаций, которым делегированы отдельные полномочия органов государственной власти или местного самоуправления (в том числе полномочия в сфере экономики). По мнению автора, неопределенность границ системы публичного управления препятствует осуществлению эффективного контроля над реализацией властных полномочий в сфере экономики, точной оценке реального «административного давления» на бизнес, реформированию системы публичного управления экономикой.

Отмечена недооценка роли судов как важной части системы публичного управления экономикой. Обоснована необходимость наделения Верховного Суда РФ полномочием давать обязательное для всех правоприменителей толкование нормативных правовых актов, за исключением вопросов, отнесенных к компетенции Конституционного Суда РФ.

Сделан вывод о том, что проведенная в России в 2003—2004 гг. административная реформа не обеспечила достижение целей роста эффективности публичного управления экономикой. Основной причиной этого стало игнорирование культурного опыта страны (в том силе реальной этики властных отношений), а также положений теории управления, относящихся к критериям целесообразности и независимости контроля. При трехкратном снижении в период с 2013 по 2021 г. числа проверок хозяйствующих субъектов, проведенных всеми категориями органов публичного контроля, число и численность персонала контрольно-надзорных органов (включая их территориальные органы) остались прежними. Для достижения целей оптимизации контрольно-надзорной системы предлагается оценить целесообразность формирования контрольной ветви власти, подчиненной непосредственно главе государства и закону. Предлагается дискуссия о возможности достижения целей оптимизации системы публичного управления экономикой на основе интеграции институтов саморегулирования и комплаенса.

Сформулирована идея уменьшения объема, пробельности и противоречивости экономического законодательства за счет создания свода законов и кодификации ряда его комплексных отраслей (в том числе конкурентного, контрактного, тарифного и предпринимательского законодательства).

Об авторе

С. В. Максимов
Институт экономики РАН
Россия

 Максимов Сергей Васильевич: доктор юридических наук, профессор, главный научный сотрудник 

117218,  г. Москва, Нахимовский проспект, д. 32 



Список литературы

1. Сорокин П. А. Человек. Цивилизация. Общество / Общ. ред., сост. и предисл. А. Ю. Согомонов. Пер. с англ. М.: Политиздат, 1992. 543 с.

2. Смотрицкая И. И., Черных С. И. Современные концепции государственного управления и институциональные риски // Общество и экономика. 2020. № 6. C. 41—52. DOI 10.31857/S020736760010114-4

3. Кобзарь-Фролова М. Н. Система органов публичной власти Российской Федерации: понятие, характерные признаки, взаимодействие // Сибирское юридическое обозрение. 2021. Т. 18. № 2. С. 192—203, DOI: 10.19073/2658-7602-2021-18-2-192-203

4. Государственное регулирование рыночной экономики: Учебн. для вузов / Под общ. ред. В. И. Кушлина, Н. А. Волгина. М., 2000. 834 с.

5. Разумный консерватизм: Путин обозначил курс развития России [Электронный ресурс] https://www.5-tv.ru/news/363116/razumnyj-konservatizm-putin-oboznacil-kurs-razvitia-rossii/?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fyandex.ru%2Fnews%2Fsearch%3Ftext%3D (Дата обращения: 05.09.2022).

6. Хатчесон Ф., Юм Д., Смит А. Эстетика. М.: Искусство, 1973. 478 с.

7. Булгаков С. Н. Православие: Очерки учения Православ. церкви / Прот. Сергий Булгаков. 3-е изд. Paris: YMCA-press, 1989. 403 с.

8. Аузан А. А. Культурные коды экономики. Как ценности влияют на конкуренцию, демократию и благосостояние народа. М.: АСТ, 2022. 140 с.

9. Государственная экономическая политика и Экономическая доктрина России. К умной и нравственной экономике: Монография в 5 томах. Том 1 / Под общ. ред. С. С. Сулакшина. М.: Науч. эксперт, 2008. 840 с.

10. Государственная конкурентная политика и стимулирование конкуренции в Российской Федерации. В 2 томах. Т. 2. Нормативный пакет: Монография / Ред. С. С. Сулакшин. М.: Науч. эксперт, 2009. 353 с.

11. Башлаков-Николаев И. В., Максимов С. В. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации о применении судами антимонопольного законодательства. Научно-практический комментарий. М.: Проспект, 2022. 184 с.

12. Морозов Н. М. Мобилизационный тип развития Российской цивилизации // Вестник Томского государственного университета. История. 2011. № 2 (14). С. 175—184.

13. Чиркин В. Е. Контрольная власть / В. Е. Чиркин. М.: Юристъ, 2008. 214 с.

14. Гаухман Л. Д. Новый Уголовный кодекс // Избранные труды. СПб.: Изд-во «Юридический центр», 2016. 800 с.

15. Вайпан В. А. // Предпринимательское право России: итоги, тенденции и пути развития. / Отв. ред. Е. П. Губин. М.: Юстицинформ, 2019. 664 с.


Рецензия

Для цитирования:


Максимов С.В. Идеи новой модели публичного управления российской экономикой (институциональный и правовой аспекты). Российское конкурентное право и экономика. 2022;(3):8-21. https://doi.org/10.47361/2542-0259-2022-3-31-8-21

For citation:


Maksimov S.V. Ideas of a New Model of Public Management of the Russian Economy (Institutional and Legal Aspects). Russian competition law and economy. 2022;(3):8-21. (In Russ.) https://doi.org/10.47361/2542-0259-2022-3-31-8-21

Просмотров: 521


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2542-0259 (Print)