Preview

Российское конкурентное право и экономика

Расширенный поиск
№ 1 (2018)
https://doi.org/10.32686/2542-0259-2018-1

ОБРАЩЕНИЕ К ЧИТАТЕЛЯМ

ЗАЩИТА И РАЗВИТИЕ КОНКУРЕНЦИИ

6-10 191
Аннотация
Статья посвящена анализу основных положений Указа Президента Российской Федерации от 21.12.2017 № 618, знаменующему новый этап в формировании госу- дарственной политики развития конкуренции России. Рассматриваются базовые направления развития конкуренции России как ключевого условия развития на- циональной экономики, эффективного функционирования рынков, обеспечения прав и законных интересов потребителей. Исследуются основные положения На- ционального плана развития конкуренции, утвержденного соответствующим ак- том главы государства, и вносятся и обосновываются предложения по обеспече- нию реализации данного плана.
12-30 271
Аннотация
В статье рассматриваются закономерности развития рынка интеллектуальной собственности в контексте конкурентоспособности российской экономики, науки и ученых. Дается анализ состояния государственного управления, в том числе за- конодательного регулирования в сфере НИОКР в России. Исследуются этиология, противоречия и негативные последствия внедрения концепции экономики знаний в практику государственного управления в сфере науки и образования, включая стимулирование научной деятельности организаций и ученых с помощью показа- телей формальной эффективности. Делается вывод о том, что сегодня российское государство фактически финансирует из кармана налогоплательщика инноваци- онное развитие зарубежных стран, нередко в ущерб собственным национальным интересам. Дается прогноз последствий развития экономики, основанной на экс- порте знаний и импорте технологий, сформированных зачастую на знаниях резер- вов, полученных российскими учеными. Формулируются рекомендации по замене информационных показателей научной активности (публикации и патенты, че- рез которые российские научные организации и ученые безвозмездно или за счет бюджетных средств извещают мир о своих достижениях) показателями экономики интеллектуальной собственности, т. е. реальной эффективности научной деятель- ности. Обосновываются предложения распространить законодательный запрет на недобросовестную конкуренцию, связанную с использованием результатов ин- теллектуальной деятельности (РИД) при введении в оборот такого товара (работы, услуги), также и на оборот интеллектуальной собственности и ввести в практику антимонопольного регулирования и оценки добросовестности субъектов рынка интеллектуальной собственности индекс конкуренции (соотношение числа патен- тов и доли патентных продаж).

КОНКУРЕНЦИЯ НА ЦИФРОВЫХ РЫНКАХ

36-41 269
Аннотация
В статье исследуются понятия «большие данные», «цифровые платформы», «сете- вые эффекты», «экономика шеринга». Дается оценка влияния основных вызовов, порождаемых феноменом цифровой экономики, на состояние и тенденции конку- ренции, в том числе связанных с возникновением новых форм антиконкурентных нарушений в деятельности крупных высокотехнологичных компаний.

АНТИМОНОПОЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ

42-49 288
Аннотация
В статье исследуются проблемы классификации государственного антимонополь- ного контроля. Предложено научное обоснование критериев дифференциации государственного антимонопольного контроля по видам, формам и методам, вы- явлены специфические признаки отдельных видов государственного антимоно- польного контроля.Предложенная автором классификация видов государственного антимонополь- ного контроля может быть использована для целей оптимизации структуры ан- тимонопольных органов, их полномочий, системы объектов контроля, практики контрольной деятельности.

НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ КОНКУРЕНЦИИ

50-53 190
Аннотация
В статье дан критический анализ недостатков Федерального закона от 21 июля2005 г. № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» в сравнении с сопоставимыми положениями Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной систе- ме в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и му- ниципальных нужд» с учетом практики заключения концессионных соглашений в Республике Башкортостан.Вносится предложение о приведении законодательства о концессионных соглаше- ниях в соответствие с общим законодательством о закупках.

САМОРЕГУЛИРОВАНИЕ В ЗДРАВООХРАНЕНИИ

54-61 165
Аннотация
В статье рассматриваются практика, проблемы и перспективы развития института саморегулирования в сфере частной медицины. Анализируется опыт Великобри- тании и Франции в сфере саморегулирования. Дается оценка ключевым положе- ниям Концепции совершенствования системы саморегулирования в Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 30 декабря 2015 г.№ 2776-р, и законопроекта о внесении изменений в Федеральный закон «О само- регулируемых организациях», подготовленного во исполнение поручения Прези- дента РФ от 13 октября 2017 г. № Пр-2071.

ПРАКТИКА ПРАВОПРИМЕНЕНИЯ

62-67 471
Аннотация
Статья содержит в себе анализ проблем возбуждения и рассмотрения уголовных дел на основании ст. 178 УК РФ по признакам заключения картельных соглаше- ний. Авторами выявлена необходимость внесения ряда поправок в ст. 178 УК РФ, а также необходимость выработки единых методик по расчету размера ущерба и дохода, полученных в результате заключения картельного соглашения.

ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ В РЕГУЛИРОВАНИИ КОНКУРЕНЦИИ

70-76 271
Аннотация
Статья посвящена анализу новейших изменений Закона о защите конкуренции Гер- мании. За последние 20 лет этот Закон неоднократно приводился в соответствие с изменившимися рыночными условиями и руководящими указаниями Европей- ского Союза. Принятие 9 марта 2017 г. девятой (последней) поправки к этому Закону (вступила в силу 9 июня 2017 г.) сопровождалось активной политической дискус- сией. Эта поправка - ответ на прогрессирующую дигитализацию рынков. Реформа антимонопольного закона Германии делает его первым антимонопольном актом в мире, который предусматривает специальные правила для цифровой экономики.Кроме этого, новелла предусматривает значительные изменения, касающиеся на- ложения штрафов за нарушения антимонопольного законодательства, возмещения убытков и одобрения слияний компаний министром. Часть из них была обусловле- на трансформацией директивы Европейской комиссии № 2014/104/EU, остальные являются реакцией на выявленные при применении Закона недостатки.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2542-0259 (Print)