КОЛОНКА РЕДАКТОРА
ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ
В статье исследуются проблемы возобновления в России социально-экономического роста на основе активизации научно-технологического инновационного развития. Дается подробный анализ состояния российского народного хозяйства в последние десятилетия, выявляются причины отставания России от развитых стран. В работе показывается роль инвестиций в основной капитал и вложений в отрасли «экономики знаний» в обеспечении инновационного развития страны, а также обосновывается их возможность в России за счет ряда источников: банковских активов, внешнеэкономических займов, золотовалютных резервов, облигационных займов. Наиболее эффективной формой использования этих средств автор считает инвестиционный кредит.
В статье формируется понятие государственной поддержки, рассматриваемой в качестве средства государственного управления экономикой, активизирующего экономическую деятельность, а в ряде случаев выступающего в качестве предпочтительного способа реализовать ту или иную задачу в экономике. Государственная поддержка рассматривается в качестве инструмента целеполагания, средства привлечения внимания бизнеса, а также в качестве средства обеспечения реализации задач, стоящих перед экономикой. Для частного бизнеса государственная поддержка является средством повышения эффективности экономической деятельности и условием успешности реализации проектов, стимулирует инвестиционную активность. Побудительным мотивом государственной поддержки может выступать как потребность реализации публичных интересов, так и реализация частных инициатив, направленных на достижение результатов с высокой публичной ценностью. Рассматриваются вопросы о формах, субъектах и объектах государственной поддержки.
В статье обоснована необходимость создания новой системы оценки результативности научных исследований, опытно-конструкторских и технологических разработок как ключевого элемента и основы для формирования системы мониторинга НИОКТР в соответствии с требованиями Федерального закона от 28 июня 2022 г. № 195-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “О науке и государственной научно-технической политике”».
Сформулированы основные параметры данной системы, предложена и обоснована методика результативности НИОКТР.
Предлагаемая система оценки результативности НИОКТР, по мнению авторов, отвечает потребностям государственного управления в сфере науки, позволяет обеспечить целостность и высокий уровень цифровизации государственной системы мониторинга НИОКТР, применение двойной персонифицированной оценки научно-технологических результатов (экспертами и субъектами НИОКТР), максимальную простоту для пользователей и экспертов системы, устойчивость к непроизвольным и целенаправленным воздействиям, могущим приводить к нарушению ее работы.
Исходя из семантики понятий «цифровизация» и «электронная форма» автором предлагается, в том числе с помощью метода сравнительного правоведения, представить описание различий процессов цифровизации государственных услуг и государственных услуг, осуществляемых в электронной форме.
Посредством дедуктивных и индуктивных методов научного познания выявлены отдельные недостатки существующего понятийного аппарата, и также оценены их возможные последствия.
Представлен анализ примеров отдельных качественных характеристик, позволяющих разграничить цифровизацию государственных услуг и иные схожие понятия. Приведено обоснование необходимости закрепления в законодательстве определения понятия «цифровая государственная услуга» и включения в Федеральный проект «Цифровое государственное управление» целевых показателей, характеризующих эффективность оказания цифровых государственных услуг с учетом принципа клиентоцентричности.
В статье рассмотрена правовая позиция Верховного Суда РФ относительно соблюдения правил очередности удовлетворения требований кредиторов контролирующим должника лицом. Правоприменительная практика по вопросу включения в реестр требований кредиторов внутригрупповой задолженности продолжает формироваться1. Сравнительно недавно появился Обзор судебной практики, определяющий критерии для субординации требований кредиторов, аффилированных с должником2, в том числе по обязательствам, непосредственно связанным с поручительством. Между тем встречаются судебные акты, которые идут вразрез с позицией Верховного суда РФ, сформулированной в вышеуказанном Обзоре.
Статья имеет структуру, соответствующую описательно-мотивировочной части Определения Верховного Суда РФ от 16 ноября 2022 г. №306-ЭС20-16964 (2)3.
В статье обсуждается вопрос обоснованности включения в реестр требований кредиторов должника подконтрольной внутригрупповой задолженности, возникшей из договоров поручительства, заключенных между должником и аффилированным с ним кредитором. На практике при выстраивании внутрикорпоративных связей, в частности внутригрупповых займов, такие сделки не редкость и сами по себе ничтожными не являются.
ТЕОРИЯ КОНКУРЕНТНОГО ПРАВА
В статье рассмотрены вопросы происхождения и толкования понятия шиканы (от французского chicaner — создавать трудности; латинского aemulatio) как наиболее опасной формы злоупотребления правом.
Оценена применимость понятия «шикана» в характеристике монополистической деятельности хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение на рынке.
Сделан вывод о том, что содействие укоренению в современной правоприменительной практике принципа добросовестности является серьезным вызовом для юристов, специализирующихся на делах о нарушении антимонопольного законодательства.
АНТИМОНОПОЛЬНЫЙ КОМПЛАЕНС
В статье рассматриваются вопросы функционирования системы антимонопольного комплаенса, ее внедрения в деятельность хозяйствующих субъектов в Российской Федерации. Предлагается использовать модель непрерывного улучшения процессов — PDCA — в качестве возможной методологической основы функционирования системы антимонопольного комплаенса. Авторы приходят к выводу, что на практике может быть применена модель непрерывного улучшения процессов (PDCA), которая также будет использоваться как методологическая основа антимонопольного комплаенса. Методология PDCA может способствовать организации комплаенс-программы с такими элементами, как торгово-сбытовая политика, направленная на определение прозрачного механизма ценообразования и обеспечение недискриминационных условий при взаимодействии с контрагентами.
В статье рассматриваются предпосылки принятия и ключевые положения нового национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 70433-2022 «Система внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства (система антимонопольного комплаенса) в организации», утвержденного приказом Росстандарта № 1181-ст от 25 октября 2022 г. Вводится в действие 1 января 2024 г.
Стандарт был разработан впервые в РНИИИС по заказу Ассоциации комплаенс=менеджеров в соответствии с Программой национальной стандартизации на 2022 г. (шифр 1.0.481-1.038.22).
Автор обосновывает необходимость принятия ряда мер по реализации ГОСТ Р 70433-2022, в частности по: разработке пакета стандартов, конкретизирующих правила, процедуры и документы системы антимонопольного комплаенса для отдельных категорий контролируемых лиц; обобщению практики добровольного применения данного ГОСТа и его дальнейшего совершенствования; созданию системы добровольной сертификации соответствия системы антимонопольного комплаенса в организации положениям стандарта; подготовке и утверждению аналогичных стандартов Союзного государства, ЕАЭС, СНГ, ШОС и БРИКС.
ОБЗОРЫ
Анализ правовых позиций арбитражных судов по делам о нарушении антимонопольного законодательства в части рассмотрения вопросов: антимонопольный контроль за торгами, оспаривание приказа о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства, возвращение заявления об оспаривании решения и предписания антимонопольного органа в судебном порядке.
Цель: формирование единообразных подходов в правоприменительной практике по делам о нарушении антимонопольного законодательства.