Preview

Российское конкурентное право и экономика

Расширенный поиск
№ 3 (2019)
Скачать выпуск PDF
https://doi.org/10.32686/2542-0259-2019-3

ОБРАЩЕНИЕ К ЧИТАТЕЛЯМ

ТЕОРИЯ КОНКУРЕНТНОГО ПРАВА

6-9 286
Аннотация

В статье раскрывается содержание понятия мнимой конкуренции и ее негативное влияние на реальную конкуренцию.
Подвергается критике нормативистский подход к толкованию конституционного запрета на монополизацию и монополистическую деятельность.
Обоснована необходимость законодательного закрепления запрета (запретов) на мнимую конкуренцию как форму (формы) монополистической деятельности.

10-15 433
Аннотация

В статье рассматриваются основание и условия применения мер административной ответственности за злоупотребление доминирующим положением на товарном рынке — статья 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ).
Сделан вывод о том, что при установлении доминирующего положения хозяйствующего субъекта на товарном рынке антимонопольный орган должен устанавливать выполнение всех необходимых условий, указанных непосредственно в Законе о защите конкуренции, а не только условий, определяемых на основании Приказа ФАС России от 28.04.2010 № 220.
Обоснована допустимость квалификации по ст. 14.31 КоАП РФ действий (бездействия) хозяйствующего субъекта только после получения им извещения антимонопольного органа о доминировании.
Предложены и обоснованы меры по расширению превентивной направленности антимонопольного регулирования на все виды злоупотребления хозяйствующими субъектами доминирующим положением, включая закрепление в антимонопольном законодательстве института запроса о должном поведении хозяйствующего субъекта.

ПРОБЛЕМЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ АНТИМОНОПОЛЬНОГО И ПРОКОНКУРЕНТНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

16-19 416
Аннотация

В статье рассматриваются вопросы законодательного определения и толкования правоприменителями понятия «тайна связи».
Авторы критикуют расширительный подход к толкованию понятия «тайна связи».
Обоснована необходимость внесения в ст. 25 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» изменений, которыми антимонопольному органу будет предоставлено право на получение сведений о соединениях между абонентами и (или) пользователями услугами связи, а также дополнения указанного закона новой статьей, регулирующей порядок представления оператором связи таких сведений антимонопольному органу.
По мнению авторов, получение антимонопольным органом сведений о соединениях должно осуществляться только на основании судебного решения по результатам рассмотрения мотивированного ходатайства такого органа.

22-27 274
Аннотация

Проблема отмены «интеллектуальных иммунитетов» многие годы сохраняет актуальность. По мнению ФАС России, отсутствие возможности антимонопольного контроля действий по распоряжению исключительными правами делает российский рынок уязвимым перед иностранными правообладателями. В действительности регулятор вправе применять антимонопольные запреты в отношении исключительных прав. Это полномочие прямо следует из международного договора России о Евразийском экономическом союзе, который, однако, сохраняет «интеллектуальные иммунитеты» для иностранных правообладателей. Поэтому исключение указанных изъятий из закона является необходимым шагом совершенствования антимонопольного регулирования, которое должно сопровождаться системными изменениями антимонопольного законодательства, в первую очередь расширением инструментария оценки состояния конкуренции в сферах интеллектуальной собственности и проведением границ антимонопольного контроля, сохраняющих предоставленный правообладателю круг правомочий.

30-35 283
Аннотация

В статье исследован новый правовой механизм, который распространяет полномочия Федеральной антимонопольной службы по контролю за осуществлением иностранных инвестиций не только на хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение, но и на любые другие российские хозяйственные общества, которые, по оценке антимонопольного органа, имеют ключевое значение для российской экономики.
Выявлены проблемы правовой неопределенности в вопросах обязательности предварительного согласования с антимонопольным регулятором сделки с участием иностранного инвестора разграничения правовых последствий за нарушение положений специального законодательства в зависимости от фактического наличия угрозы обороне и безопасности Российской Федерации.
Сделан вывод о необходимости и целесообразности отнесения к числу стратегических хозяйственного общества в силу осуществления им вида деятельности, являющегося смежным по отношению к стратегическому (входящему в состав технологического процесса стратегического вида деятельности как его неотъемлемая часть).

36-41 238
Аннотация

В статье предложено описание общего алгоритма формирования математической (стохастической) модели противодействия картелям как массовидному негативному социально-правовому явлению.
Указанная модель позволяет реализовать (вычислять) функцию прогноза и является необходимым элементом государственных программ («дорожных карт») противодействия противоправным проявлениям. Формированию математической модели должен предшествовать этап теоретического моделирования, устанавливающий составные элементы и связи предмета изучения. Обосновано, что прогностическая модель социально-правового явления должна основываться на положениях теории вероятностей. Предложена конкретная методика вычисления системы стохастических показателей (математического ожидания и среднего квадратического отклонения) соответствующей модели на единой методологической основе. Выдвинуты предложения по методам прогнозирования в отношении количественных вероятностных моделей борьбы с картелями. Обоснована важность постоянной (периодической) верификации исходных статистических данных и корректной интерпретации результатов вычислений прогноза. Предложены направления практического использования предлагаемых моделей для целей создания системы сравнительного мониторинга картелизации товарных рынков ЕАЭС.

ПРОБЛЕМЫ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ

42-45 362
Аннотация

Настоящая статья раскрывает практические аспекты внедрения в компании антимонопольного комплаенса. Автор подробно раскрывает основные этапы внедрения антимонопольного комплаенса, заостряет внимание на проблемах, которые могут возникнуть на каждом этапе. Статья освещает процессы проведения внутренних служебных расследований, а также содержит практические советы по организации эффективного обучения сотрудников.

46-53 242
Аннотация

В статье рассматриваются вопросы, связанные с наличием или отсутствием правовой возможности изменения условий государственного (муниципального) контракта. В рамках анализа судебной практики определяются критерии и основания, по которым изменение условий контракта может рассматриваться как антимонопольное правонарушение, в частности, как заключение антиконкурентного соглашения. Исследованы ситуации, когда изменение условий контракта влечет за собой нарушение принципа равенства участников закупки, ограничение конкуренции с целью создания для победителя закупки более выгодных условий исполнения контракта.

54-59 290
Аннотация

В статье анализируются подходы органов по защите конкуренции зарубежных стран к определению продуктовых и географических границ товарного рынка, на котором осуществляют деятельность цифровые платформы в сфере туризма.
Исследована практика применения антимонопольными органами регулирования в отношении политики онлайн-платформ по установлению «широкого» и «узкого» паритета цен. Выполнено сравнение сопоставимого зарубежного и российского антимонопольного регулирования.

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ДЛЯ ЦЕЛЕЙ АНТИМОНОПОЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

60-67 239
Аннотация

В статье кратко обобщаются ключевые экономические принципы, используемые для анализа допустимости сделок экономической концентрации европейскими и американскими антимонопольными органами. Рассматриваются три наиболее типичных случая: горизонтальные, вертикальные и конгломератные сделки. Для каждого из них описываются основные положительные и отрицательные эффекты. Показывается, что анализ структурных факторов (уровня концентрации и долей рынка) и барьеров входа на рынок может служить только отправной точкой исследования. Иные показатели, такие как степень конкуренции между участниками сделки, переговорная сила потребителей и их способность переключаться на альтернативных производителей, адаптация конкурентов к изменению ситуации на рынке, уровень прибыльности, экономия в издержках, — в гораздо большей степени определяют последствия сделок на потребителей и конкуренцию. Дополнительно в статье описывается рекомендуемый, с экономической точки зрения, подход к определению параметров предписаний.

68-77 187
Аннотация

Вопросы роста цен на топливо сегодня все более набирают популярность, наряду с этим нарастает взрывоопасный потенциал недовольной массы потребителей, которая отмечает этот рост.
Одновременно в условиях глобализации рассматривать цены и ценовые процессы в одной, отдельно взятой экономике нельзя, т. к. она существует в условиях общемировой экономики, которая обеспечивает перетоки капитала, благ, трудовых ресурсов.
Таким образом, в данной статье для ответа на вопрос, велик ли уровень цен блага (в данном случае бензина) в экономике, авторы предлагают сравнение ключевых макроэкономических показателей стран, имеющих схожий уровень цен на бензин.

ПРОБЛЕМЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ФУНКЦИЙ АНТИМОНОПОЛЬНОГО РЕГУЛЯТОРА

78-83 248
Аннотация

В статье рассматриваются некоторые проблемы формирования единообразной правоприменительной практики на примере конкретных решений Апелляционной коллегии ФАС России по вопросам, связанным с: применением правил квалификации антимонопольных нарушений, предусмотренных ч. 1 ст. 10 Федерального закона «О защите конкуренции»; необходимостью доказывания факта исполнения соглашения, запрещенного ст. 16 того же Закона; реализацией права коллегиальных органов ФАС России направлять дело на новое рассмотрение в территориальный антимонопольный орган.
Сделан вывод о том, что правовые позиции Апелляционной коллегии ФАС России, будучи основанными на законе и применяемыми только во исполнение закона, помогают эффективно разрешать спорные проблемы досудебного антимонопольного правоприменения и вырабатывать единообразные подходы к толкованию норм конкурентного права.

84-87 107
Аннотация

Редколлегия журнала (совместно с Правовым управлением ФАС России и Ассоциацией антимонопольных экспертов) в рамках постоянной рубрики продолжает публикацию ежеквартального научного обозрения наиболее значимых решений Апелляционной коллегии ФАС России. Вашему вниманию представлены три решения, вынесенные во II квартале 2019 г.



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2542-0259 (Print)